Приложение № 1 к материалам областного семинара
«Работа дошкольных учреждений с семьей в деле
Духовно-нравственного воспитания детей»
Детский развивающий центр «Колосок»
Венок православных праздников
Сценарий праздника в старшей группе
Автор-составитель Чесакова Т.В., музыкальный руководитель детского развивающего центра «Колосок»
Цель: знакомство взрослых и детей с православными праздниками, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Задачи:
— Развитие певческих и ритмических способностей ребенка.
— Развитие коммуникативных способностей.
— Обогащение духовной культуры ребенка.
Ход мероприятия:
(Входит Осень).
Песня –эхо «Осень золотая в гости к нам пришла»
(Сл. и музыка П. И. Ермолаева)
Осень:
Опустел цветущий сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел?
Дети: Сентябрь.
Осень: Правильно сентябрь. 1-го сентября по старому стилю начинается Богослужебный церковный год.
Ведущий: Ребята, какое великое событие вспоминает наша Церковь в сентябре месяце?
Дети: Рождество Пресвятой Богородицы.
Осень: Правильно, Рождество Пресвятой Богородицы.
(Осень садится на трон)
Ребенок:
Осень мягко золотится
В дальний путь готовы птицы.
Освежает их собранье
Ветра теплое дыханье.
В день сентябрьский долгожданный
У Иоакима с Анной
Давняя мечта сбылась;
Дочь Мария родилась.
Тропарь: «Рождество Твое Богородице Дево…»
Осень:
В годовом круге двунадесятых праздников он является первым по времени и празднуется Церковью как день всемирной радости.
Осень: — Отгадайте еще одну загадку.
Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что месяц к нам явился?
Дети:
Октябрь.
Ребенок:
Убывает день осенний
Умолкает птичье пенье.
И сегодня выпал в срок
Первый беленький снежок.
В этот день Андрей Блаженный
Видел свет неизреченный:
Богоматерь во Влахернах
Богу молится о верных.
Всех невидимым покровом
Благодатно осеняет
И в земном пути суровом
От несчастий сохраняет.
Песня: «Покров».
(Сл. И. Рутенина. Муз. Т. Чесаковой)
Осень:
Черно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц подскажи?
Дети: Ноябрь.
Ведущий:
21 ноября Церковь отмечает православный праздник – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных.
Ребенок:
Все вместе мы народ непобедимый –
Земная Русь и Воинства Небес.
И шестикрылые над нами серафимы,
И Тот, кто был распят и третий день воскрес.
Ведущий:
Этот святой день по праву может быть назван днем Ангела каждого христианина.
Ангел хранитель даруется от Бога при крещении. Дается на всю жизнь и никогда не оставляет его. Но если человек постоянно грешит и не раскаивается, то Ангел- Хранитель может отдалиться от него. Очень плохо тогда бывает такому человеку. Но даже самый великий грешник может вернуть себе Ангела-Хранителя, если искренне раскается и не будет грешить.
И тогда по слову писания — великая радость бывает для Ангела-Хранителя на земле и для всех Ангелов на небесах.
Песня: «Ангел»
(Сл. Е Екимовой. Муз. И. Болдышевой)
Ребенок:
Осень плавно переходит в зиму
Дышит север холодов волной,
Мокрый снег идет неутомимо,
Пруд уснул под коркой ледяной.
Облетели листья с крон древесных
И пусты теперь уже поля-
Осень скоро в зиму превратится
К нам придут метель и холода…
И природа тихо засыпает,
Слушая, как снегопад шуршит-
Осень постепенно отступает,
А зима на смену ей спешит.
(Осень покидает зал, машет осенней веточкой).
Ведущий:
Сняла с себя веночек Королева Осень, передала всю власть свою. Зима его коснулась ледяной рукою — короною хрустальной стал венок.
(Выход Зимы. Осыпает снегом)
Ребенок:
Ну вот и настала зима
Нагрянула вдруг, легкокрыла,
Осыпала снегом дома,
Поля и холмы убелила.
Зима:
Снежинки легки, словно пух,
Свой танец затеяли дружный,
И мир заискрился вокруг
На солнце красою жемчужной!
Танец снежинок.
Ребенок:
Властной поступью скрипучей,
Снежные гоняя тучи,
Стужей утренней пугая,
К нам зима пришла седая.
Зима:
Пост Рождественский встречайте,
Славный праздник отмечайте
Приснодевы в храм Введенье
Ангелам на удивленье.
Ребенок:
Входит Богоматерь прямо
Во святое место храма
И Рождение Господне
Возвещает нам сегодня.
Ведущий:
Рождественский пост еще в самом начале, а уже во всех храмах звучит:
Ирмос Рождественского канона. Песнь 1.: «Христос рождается – славите…»
Ребенок:
Я листаю календарь
За окном скрипит январь
Машет мне, суровый,
Веточкой еловой.
Сердце чутко замирает,
В воздухе – лилово.
Зимней сказкой наступает
Рождество Христово.
Дома – елки и подарки.
В храме – свет сияет яркий
И рождественский тропарь
С клироса летит в Алтарь.
Тропарь: «Рождество твое Христе Боже наш…»
Ведущий:
Святки, святки наступают
Снежинки водят хоровод
Ребячий звонкий смех звучит
И сердце радостно стучит.
Песня: «Рождественская песенка» ( С колокольчиками)
Ведущий:
В один из этих святых дней, 15 января – Церковь прославляет, великого русского святого, заступника нашего, преп. Серафима Саровского.
Он помогал людям при жизни, помогает он нам и после своей смерти. Нужно только верить и с верой в сердце молить батюшку Серафима о помощи.
Песня: «Преп. Серафиму Саровскому».
(Сл. Анны Шишенковой)
Ведущий:
Заканчиваются святые рождественские дни, а впереди праздник – Крещение Господне. Другое его название — Святое Богоявление.
Ребенок:
На крещение мороз
Нам старик Январь принес.
Окна – в сказочных узорах,
Сосны – в снеговых уборах.
И идут все чередой
За Крещенскою водой,
Ведь в Крещение Свое Освятил Господь ее.
Песня: «Праздник Крещения в Алтуфьево».
(Сл. И. Галая)
Ведущий:
Время неумолимо движется вперед и на календаре – февраль месяц.
Ребенок:
В день февральский ледяной
Встретились Зима с Весной.
Песня: «Церковь празднует сегодня». (С колокольчиками)
(Сл. С. Ю. Высотской. Муз. Т.В.Чесаковой)
Ведущий:
К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами
Черные проталины на полях видны
Видно очень теплые ноги у весны.
Весна: (Обращается к Зиме)
Я торопилась на речку,
Чтобы скользить по каточку
Ступила на твердые льдины –
Открылись речные глубины.
А потом поспешила к поляне
Снега набрать в ладони,
Пушинок, снежинок нежных –
И вдруг открылся подснежник.
Зима: (Отвечает весне)
Ну ж, сестрица, видно настал и мой черед уступить тебе дорогу.
(Обращается к гостям)
Время быстро пролетело
И уже пришла пора
В путь — дорожку собираться
До свидания детвора. (Зима уходит)
Весна:
Я провожу тебя, сестрица!
Ребенок:
Вот и кончилась зима
В гости к нам идет весна
Дни становятся длиннее
Солнце стало греть теплее.
Мы сидели у окна
Постучалась к нам Весна
Весна – Красна идет
И песенку поет.
Весна: (Поет песню).
Не даю ручьям покоя
День и ночь журчат в кустах
Ходит солнце золотое
В чистых – чистых небесах.
Льет лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг
Розовые, синие, голубые, красные
Как один красивые, хоть и очень разные.
Я всех разбудила, я всех позвала
И вдоволь всем, всем несу я тепла
Так кто ж тут главный, как не я?
Так кто же тут красней меня?
Роза:
Не спорю: Ты Весна – Красна
Всех пробуждаешь ото сна,
Но мой прекраснейший цветок
Душистым, красным сделал Бог.
Танец Цветов
Ведущий:
А весной к нам пост приходит.
В жизни новый чин заводит
В храме – свечи, ладан росный
И слова Триоди постной.
Ребенок:
Март сменяется апрелем,
Утро тонет в птичьих трелях
С нами чудо из чудес –
Благовещение с небес.
Величание «Архангельский глас»
Ребенок:
Мерно пост к концу стремится
И перед Страстной седмицей,
В воскресенье в храм идем,
Вербочки в руках несем.
Вербы в храме освятим
Дома у икон поставим
Ныне вход Господень Славим
В город Иерусалим.
Песня: «Вербочки».
(Сл. А. Блока. Муз. В. Бобкова)
Ребенок:
После долгого говенья
Причастившись на Страстной
Православные с волненьем
К службе шествуют ночной.
С яйцами и куличами,
С пасхами и со свечами
С крестным ходом
С дружным пеньем
Мы встречаем Воскресенье.
Солнце пляшет и играет
Бог всю тварь благословляет
От земли и до небес
Все поет:
Все: «Христос Воскрес!»
Песня: «Праздник Воскресенья»
Ребенок:
Поют с утра колокола
Святая Пасха к нам пришла
Кулич и яйца на столе,
Сегодня праздник на земле.
Приложение № 2 к материалам областного семинара
«Работа дошкольных учреждений с семьей в деле
Духовно-нравственного воспитания детей»
Детский развивающий центр «Колосок»
Календарь поста как форма укрепления внутрисемейных отношений и обогащения условий для духовного развития ребенка
Кацай И. П. , воспитатель АНО «ДРЦ «Колосок»
Добрый день, уважаемые коллеги.
(слайд 1)
Сегодня мы бы хотели поделиться с вами нашим опытом ведения детско-родительского календаря Великого поста.
(слайд 2)
Цель данного проекта: создать дополнительные условия, стимулирующие внутрисемейное взаимодействие, в семьях наших маленьких воспитанников, направленное на развитие духовной культуры семьи.
(слайд 3)
Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- Познакомить семьи с православной традицией и обычаями проведения Великого поста и празднования Пасхи.
- Заложить семейную традицию проводить время Великого поста с особым трудом и вниманием к духовному развитию.
- Активизировать внутрисемейное общение между родителями и детьми в различных формах (совместное творчество, игровая деятельность, ценностно-ориентированный диалог, семейное чтение).
- Способствовать улучшению понимания родителями эмоционального мира своего ребенка.
- Способствовать благоприятному эмоциональному климату в семье.
- (слайд 4)
При реализации проекта мы используемые следующие формы работы с родителями и детьми:
— рекомендательные предложения родителям на основе этнокультурного компонента (русские народные сказки, пословицы, игры);
— выставки семейных работ;
— совместная подготовка к празднованию Пасхи;
поощрение семей принявших активное участие в проекте.
— образовательный семинар для родителей о православном воспитании;
— творческие семейные задания;
— еженедельное обновление информационного стенда «Календарь Великого поста в семье»;
(слайд 5 — с демонстрацией общего вида календаря)
В оформлении Календаря мы опирались на принципы:
- простота и наглядность материала (Календарь выполнен в виде простого и понятного для каждого образа восходящих ступеней к заветной цели – празднику Пасхе);
- (Слайд 6)
- размещение сюжетных картинок (еженедельно нарисованный образ семьи восходит вверх по календарной лестнице Поста, осваивая новую духовную ступень – добродетель недели);
- (Слайд 7)
- структурирование текста в постоянных рубриках:
1. Краткая информация о традициях Поста (Великий пост это время духовного возрождения человека, время покаяния и очищения души. Все Недели и седмицы Великого поста имеют свое особенное и последовательное содержание, о чем кратко мы излагаем в этой рубрике);
2. Добродетель недели (качество для развития);
3. Цитата из Св. Писания о выбранной на недели добродетели;
4. Читаем детям (подборка русско-народных сказок в центре нравственного поучения которых стоит выбранная нами добродетель недели);
5. Творим с детьми – задание для совместного семейного творчества;
6. Обсуждаем с детьми – примерные вопросы для семейного обсуждения и поучительного разговора родителей с детьми о важности развития в себе той или иной добродетели;
7. Народная мудрость – соответствующие теме русские народные пословицы для обсуждения с детьми;
8. Играем с детьми – рекомендации по проведению традиционных Пасхальных игр и забав с детьми;
9. Рекомендации и советы родителям о том, как воспитать в ребенке добродетельные качества (распечатанные на листовках).
- Далее давайте рассмотрим практическое наполнение каждой недели Семейного календаря Великого поста.
(Слайд 8)
- Неделя первая.
1.Краткая информация о первой седмице Великого поста: 2. Добродетель недели – Вера.
Первая седмица поста — одна из самых строгих. Вечером в первые четыре дня Великого поста в храмах совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Завершается первая неделя поста воскресным праздничным чином Торжества Православия, в знак памяти знаменательного события, произошедшего в 8 веке — победу православного иконопочитания над иконоборчеством.
- Добродетель недели – Вера.
- Цитата из Св. Писания о выбранной на недели добродетели:
- ИБО ТАК ВОЗЛЮБИЛ БОГ МИР, ЧТО ОТДАЛ СЫНА СВОЕГО ЕДИНОРОДНОГО, ДАБЫ ВСЯКИЙ, ВЕРУЮЩИЙ В НЕГО, НЕ ПОГИБ, НО ИМЕЛ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ. (ИН. 3,16)
- ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ. (Мф. 9,29-30)
- Читаем детям – Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Жадная старуха».
- Творим с детьми – творческая работа на тему «Ангел — хранитель» в любой технике.
- Обсуждаем с детьми – Что тебе нравится больше всего в нашем мире? Рад ли ты, что Бог сотворил для нас этот прекрасный мир? Благодарен ли ты Ему за это? Господь, как любящий отец, всегда заботится о нас (хорошо родителю рассказать об этом на личном примере).
- Народная мудрость (пословицы для обсуждения с детьми):
Тот не унывает, кто на Бога уповает.
Кто любит Бога, добра получит много.
Без Бога ни до порога.
Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.
Человек предполагает, а Господь располагает.
Умная голова, разбирай Божьи дела!
(Слайд 9)
Неделя вторая.
Краткая информация о второй седмице Великого поста:
- Во 2-ю седмицу Великого поста мы совершаем память Святителя Григория Паламы (ХIV в.) учившем о благодатном Свете, озаряющем внутреннего человека. В эти дни Церковь просит Господа о благодатном освящении постящихся и кающихся.
- Добродетель недели – Радость.
- Цитата из Св. Писания о выбранной на недели добродетели:
ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ (1 Фес. 5:16)
- Читаем детям – русские народные сказки «Про березоньку», «Как Весна Зиму поборола», сказка Георгия Скребицкого «Четыре художника», сказки – рассказы Виталия Бианки «Весна», Владимир Сутеев «Как зима кончилась», Константин Паустовский «Стальное колечко» и др.
- Творим с детьми – Аппликация или рисунок на тему «Красота Божьего мира» в любой технике.
- Обсуждаем с детьми – В каком красивом мире мы живем! Радуешься ли ты когда видишь животных, птиц, красивые растения? Как разумно все устроено для нас в этом мире! Кто создал этот мир? Как мы можем беречь мир вокруг нас? Подумай, а как можно сделать радостными близких людей?
- Народная мудрость (пословицы для обсуждения с детьми):
Кто в радости живет, того и кручина неймет.
Всяк человек своего счастья кузнец.
Не бывать бы счастью, да несчастье помогло.
Жить от младости до старости — повидаешь и горя и радости.
Радость прямит, кручина крючит.
Печаль человека не украсит.
Счастливому ничего не делается: живет да греется.
Счастливый идет — на клад набредет, а несчастный пойдет и гриба не найдет.
Красна птица пером, а человек умом.
(Слайд 10)
Неделя третья.
1.Краткая информация о третей седмице Великого поста:
2. Добродетель недели – Послушание.
- Святое Писание говорит:
ДЕТИ БУДЬТЕ ПОСЛУШНЫ РОДИТЕЛЯМ ВАШИМ ВО ВСЕМ, ИБО ЭТО БЛАГОУГОДНО ГОСПОДУ (Кол 3:20)
- Читаем детям – русские народные сказки «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Репка», «Названный отец».
- Творим с детьми – рисунок семьи.
-
- Обсуждаем с детьми – Как появилась наша семья?
Кто самый старший в нашей семье?
Как папа и мама слушались своих родителей?
Чему мама и папа научились от своих родителей? Зачем младшим надо слушаться старших?
Что было бы, если младшие не слушались старших? А животные послушны?
Как стать послушным?
- Народная мудрость (пословицы для обсуждения с детьми):
Кто слушается старшего, нога того о камень не ударится.
Послушному — одно слово, непослушному — сто.
Без перевясла и веник рассыпался.
Двум головам на одних плечах тесно.
Делай свое дело за семерых, а слушайся одного!
Яйца курицу не учат.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Почитай учителя, как родителя.
(Слайд 11)
Четвертая неделя.
1.Краткая информация о четвертой седмице Великого поста: 2. Добродетель недели – Трудолюбие.
Святое Писание говорит:В четвертую седмицу Великого поста Церковь продолжает поклонение Животворящему Кресту. В воскресный день Церковь поучает постящихся примером святого Иоанна Лествичника (VI–VII вв.), написавшего книгу «Лествица рая», состоящую из тридцати степеней, возводящих человека на высоту духовного совершенства
2.Добродетель недели – Трудолюбие.
3.Святое Писание говорит:
ИБО ТРУДЯЩИЙСЯ ДОСТОИН НАГРАДЫ ЗА ТРУДЫ СВОИ (ЛУК.10:7).
ЕСЛИ КТО НЕ ХОЧЕТ ТРУДИТЬСЯ, ТОТ И НЕ ЕШЬ (2ФЕС.3:10).
4.Читаем детям – русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «Мужик и медведь», «Колосок», «Зайкина избушка», «Двенадцать месяцев», «Как мужик дома хозяйничал», «Ремесло дороже золота».
5. Творим с детьми – любая поделка на тему «Семейная мастерская».
- Обсуждаем с детьми – Для чего всем людям нужно трудиться?
Как трудятся животные и птицы?
Как работают мама и папа, какую пользу они делают людям?
Как распределяются обязанности в семье?
Как дети могут помогать взрослым? Как трудишься ты сам?
- Народная мудрость (пословицы для обсуждения с детьми):
Богатство молодца — труд.
В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнёт для запаса вперёд.
Всякая птица своим носом сыта.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
Труд человека кормит, а лень портит.
Под лежачий камень вода не течёт.
Глядя на чужую работу, сыт не будешь.
Первый блин всегда комом.
Делали наспех, а сделали на смех.
Тише едешь — дальше будешь.
Семь дел в одни руки не берут.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Есть терпенье, будет и уменье.
Кончил дело — гуляй смело.
(Слайд 12)
Пятая неделя.
- Краткая информация о пятой седмице Великого поста: В 5-ю седмицу Великого поста совершается память преподобной Марии Египетской. В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской». Жизнь Св. Марии Египетской – великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии – должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем.
2.Добродетель недели – Честность.
3.Святое Писание говорит:ЧТО МОЛОТ, И МЕЧ, И ОСТРАЯ СТРЕЛА, ТО ЧЕЛОВЕК, ПРОИЗНОСЯЩИЙ ЛОЖНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ПРОТИВ БЛИЖНЕГО СВОЕГО (Притчи 25:18).
- Читаем детям – русские народные сказки «Коза — Дереза», «Честный мальчик», «Заяц — хвастун», «Не рой другому яму», «Правда и Кривда».
- Творим с детьми – Поделка, аппликация или рисунок на тему «Мой любимый сказочный герой».
- Обсуждаем с детьми – В каком городе ты бы хотел жить: в городе Правды или Лжи? К чему приводит лож? Что случается с теми, кто всегда обманывает? Почему за лож наказывают, а за правду любят? Почему в народе говорят, что правда на вес золота? Кто сильнее и всегда побеждает: лож или правда?
- Народная мудрость (пословицы для обсуждения с детьми):
Правда светлее солнца.
Правда из воды, из огня спасает.
На правду мало слов: либо да, либо нет.
В ком правды нет, в том и толку мало.
Доброе дело — правду говорить смело.
Правда — кусок заработанный, а ложь — краденый.
На льстивы речи не мечись, на грубую правду не сердись.
Кто за правое дело дерется, у того и сила двойная берется.
Кто за правду горой, тот настоящий герой.
Правда сама себя хвалит и величает.
В вине винись, а за правду держись.
В ком правды нет, в том и добра мало.
(Слайд 13)
- Краткая информация о шестой седмице Великого поста:В 6-ю седмицу Великого поста празднуется евангельское событие Входа Господня в Иерусалим, по Русской традиции день этот называется Вербным воскресением. В субботу совершается воспоминание чуда воскрешения Лазаря, это событие было прообразом скорого Воскресения Христова. Вход Господень в Иерусалим на осляти, хотя и был торжественной встречей Христа, воскресившего Лазаря, это событие ознаменовало шествие Господа на предстоящие ему страдания.
2. Добродетель недели – Дружба.
3. Святое Писание говорит:
- ДРУГ ЛЮБИТ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ И, КАК БРАТ, ЯВИТСЯ ВО ВРЕМЯ НЕСЧАСТИЯ (Притч.17,17).
- Бросающий камень в птиц отгонит их; а поносящий друга расторгнет дружбу (Сир.22,22).
4.Читаем детям – русские народные сказки «Зимовье зверей», «Полкан и медведь», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Журавль и цапля», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка – бурка», «Летучий корабль», «Ненаглядная красота».
5. Творим с детьми – подарки для друзей сделанные своими руками.
- Обсуждаем с детьми – Зачем нужны друзья? Много ли у тебя друзей, как их зовут? Всегда ли ты делишься с друзьями игрушками? Какие должны быть друзья? Расскажи, случалось ли тебе помогать друзьям? Из-за чего могут поссориться друзья? Как они могут помериться и снова начать играть вместе? Какие качества должны иметь хорошие друзья?
- Народная мудрость (пословицы для обсуждения с детьми):
Бой красен мужеством, а приятель — дружеством.
Верный друг лучше сотни слуг.
Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Сам пропадай, а товарища выручай.
С добрым дружись, а лукавых берегись.
Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
Доброе братство лучше богатства.
Друг за друга стой — и выиграешь бой.
(Слайд 14)
- Страстная неделя.
- Краткая информация о Страстной седмицы:
2. Добродетель недели – Любовь.
3. Святое Писание говорит: ЗАПОВЕДЬ НОВУЮ ДАЮ ВАМ, ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА; КАК Я ВОЗЛЮБИЛ ВАС, ТАК И ВЫ ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА. ПО ТОМУ УЗНАЮТ ВСЕ, ЧТО ВЫ МОИ УЧЕНИКИ, ЕСЛИ БУДЕТЕ ИМЕТЬ ЛЮБОВЬ МЕЖДУ СОБОЮ (Ин. 13,34-35).
4.Читаем детям – русские народные сказки «Сказка про настоящую любовь», «Перышко Финиста Ясна — сокола», «Царевна – Лягушка», «Иван-крестьянский сын и Чудо — Юдо», «Аленький цветочек», «Снегурочка».
5.Творим с детьми – Традиционные пасхальные игрушки и поделки, расписные яички, куличики и др.
- Обсуждаем с детьми – Как здорово, когда тебя любят, правда? Любящие люди всегда заботятся друг о друге и всегда рядом с тобой, в любую минуту? А кого ты любишь, о ком ты заботишься? А знаешь ли ты, как сильно любит тебя Господь, ведь это Он дал тебе таких заботливых родителей. Любовь к ближним, и к Богу это самое главное! Любовь всегда побеждает зло.
- Народная мудрость (пословицы для обсуждения с детьми):
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Где любовь да совет, там и горя нет.
Любви золотом не купишь.
Лучше не иметь сердца, чем в нем не иметь любви к народу.
Кто слишком любит себя, того не слишком любят.
Любишь браниться — умей и помириться.
Любовь все побеждает.
Любовь да лад — не надобен и клад.
(Слайд 15)
Праздник Воскресения Христова – Пасха!
Проведение семейного праздника Пасхи с саду,
с полной выставкой всех семейных творческих работ
и поощрением всех участников проекта.
Проведение традиционных Пасхальных детско-родительских игр.
Приложение № 3 к материалам областного семинара
«Работа дошкольных учреждений с семьей в деле
Духовно-нравственного воспитания детей»
Детский развивающий центр «Колосок»
Тема занятия для родителей: Радость жизни через труд послушания.
Колыхматова Н.А, воспитатель АНО «ДРЦ «Колосок»
Цели:
- выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;
- роль семьи в воспитании детей;
- разработка принципов воспитания современных детей. На радость потомство нам Богом дано, Педагоги и психологи замечают, что современные дети проявляют повышенную двигательную активность и поэтому у них часто снижено внимание; современные дети зачастую не хотят выполнять требования взрослых и иногда даже проявляют агрессию. Почему же таких детей становится всё больше? Специалисты называют ряд причин. 2. Родители в силу своей занятости, недостаточно внимания уделяют своим детям, а затем откупаются вседозволенность из чувства вины перед детьми.приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания.
- Проблемы детей начинаются дома и могут быть там же решены, родители должны понимать, что только от них зависит вырастут ли их дети настоящими людьми. Основой послушания детей всегда была атмосфера в семье, родительское отношение к Богу, к государству, к окружающим людям и, конечно, друг к другу и к своим детям. То, что ребенок в детские годы
- 1. Негативные перемены в обществе (реклама, насилие на TV). Попытки сломать наше культурное ядро, изменить семейные ценности традиционные для России нравственные установки сыграли весьма важную роль.
- Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о роли семьи в воспитании современных детей.
- Нам собственной жизни дороже оно, Для сердца роднее прибежища нет, И связи теснее не ведает свет.
Сегодня проблема послушания детей родителям стоит достаточно остро, поскольку, растет детская неуправляемость, завышенная требовательность к родителям, капризы, вредность, избалованность. Детское непослушание ни у каких народов не считалось чем-то хорошим и правильным. Такое поведение для ребенка – опасно, а для взрослого – оскорбительно. По Библии – непослушание Адама и Евы обернулось вселенской катастрофой. В тех семьях, где младшее поколение командует старшим, у детей развивается множество пороков: эгоизм, своеволие, грубость, черствость, жестокость, лень, безответственность и другие вредные для нормальной жизни качества. Ну, как тут не вспомнить, что именно за соблюдение пятой заповеди человечеству обещано счастье и долгожительство. Все остальные заповеди даны безо всяких оснований, а пятая – «чти отца твоего и матерь твою» — единственная, которая указывает на последствия:… да благо ти будет и да долголетен будеши на земли».
Многие родители в этой ситуации дезориентированы. Как не отступить от принципов воспитания и в то же время не впасть в крайности, не перенапрячь хрупкую детскую психику?
— Сегодня. на нашем занятии мы попробуем в этом разобраться.
— Уважаемые родители, перед вами лежит лист бумаги и фломастер, напишите одним словом, каким бы вы хотели видеть своего ребенка.
(Листочки собираются и вывешиваются на доске)
— Прочитайте все варианты и скажите, какой из них самый главный? (Послушный). Корень этого слова — слушать
— Кто и кого должен слушать? (Ребенок должен слушать родителей)
— Что значит быть послушным родителям? (Вспоминаем, как звучит 5 заповедь. «Чти отца твоего и матерь твою…»
— Что означает слово «чти»? Оно означает:
- Любить (можно использовать в распечатке на каждого родителя из «Первое послание к Коринфянам св. Апостола Павла. Гл. 13 ст. 4-8»)
- Слушаться (слышать, слушать и понимать, что говорят твои родители)
- Уважать (не говорить грубых слов; не осуждать; уступать место если взрослый стоит, а ты сидишь; не садится первым за стол без разрешения родителей; не вмешиваться во взрослые разговоры; не перебивать, когда взрослые разговаривают; на все дела спрашивать позволения; видеть в твоих родителях тех, кто дал тебе жизнь).
- Помнить (утром и вечером молиться Богу за здоровье и благополучие родителей; помнить памятные дни; посылать поздравления в праздничные дни).
- Заботиться (спросите, как они себя чувствуют, в чём нуждаются. Например: «Мама, как ты себя чувствуешь? Папа, чем я могу тебе помочь?». Утром можно сказать: «Доброе утро!» Но не капризничать и не быть недовольным; вечером можно пожелать им доброй ночи. Конечно, это незначительное внимание, но и это очень ценно и приносит радость; больному родителю принести воды; взять сумку из рук мамы, когда она вернулась с работы или из магазина; подать тапочки; помыть посуду, обувь; с радостью выполнить любую просьбу).
- Беречь (приносить родителям как можно меньше хлопот, связанных с твоей жизнью; не капризничать; родители должны всегда знать, где ты, что с тобой, какое у тебя здоровье, зная о тебе это – они спокойны).
- Помогать (добровольно брать на себя работу взрослых по силам возраста и здоровья дома, на даче и т.п.).
- Прощать (не помнить зла, не обижаться на родителей, понимать, что как и ты родители — обычные люди; как и ты имеют свои недостатки и слабости; каждый день перед сном самому просить прощение).
- Просить (только то, что необходимо тебе, но не более того; не заставляй родителей объяснять тебе, что просимое не полезно тебе).
- Чтить (это очень трудно, этому нужно учить свое сердце, мысли, чувства).
Почитание родителей – это долг, который люди должны отдавать друг другу из поколения в поколение. Мы, взрослые показываем живой пример своим детям. Каковы мы со своими родителями, таковы и дети наши будут с нами. Почтение к родителям есть не только долг, но и польза наша. Мы получили через них жизнь и, почитая их, можем продлить ее – «да благо ти будет и да долголетен будеши на земли».
«Послушание – это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребёнке развитие всех душевных достоинств», — писал в начале 20 века православный писатель и богослов Н. Е. Пестов.
— Так в чем же заключается послушание детей родителям? (В быстром и радостном выполнении их воли. что и должны мы воспитать в своих детях. Те люди, которые выполняли правила, данные Богом, жили счастливо и в радости).
Сегодня мы с вами рассмотрели такое качество как послушание. Конечно, крайне редко встречаются совсем неуправляемые дети. Но, как мне кажется, элементы поведения, озвученные сегодня, знакомы многим из вас. Мы с вами еще раз убедились, какое это трудное поприще воспитание ребенка, но результат стоит того, чтобы нам это поприще успешно преодолеть.
Я надеюсь, что вы почерпнули для себя добрые советы и пользуясь ими вам будет легче понимать ваших детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
ДЕСЯТЬ ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ПОСЛУШАНИЯ.
- Без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряжений и приказаний. (Приказания, конечно, должны быть разумными, родитель не должен превращаться в капризного деспота).
- Распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорически ( но, конечно не грубо и властно, как бывает в иных малокультурных семьях).
- Выполнения приказаний следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова.
- Родителям важно всегда взаимно поддерживать у детей свой авторитет. Для этого у них должно быть полное согласие между собой. Один из родителей не может отменять распоряжений другого, при детях нельзя спорить о необходимости или характере распоряжений. В присутствии детей вообще не должно быть у родителей разногласий, чтобы авторитет их ничем не колебался.
- Не оставлять без наказания ослушания, усиливая наказание при повторном ослушании.
- Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.
- Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых приказаний, иначе будет притупляться послушание.
- Не требовать от детей чего-либо слишком трудного для исполнения или несправедливого в каком-либо отношении.
- Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почтения. Маленьким детям нельзя позволять трепать себя за волосы или уши, ударять, хотя бы в шутку, и .т.п.
- Самим давать пример послушания: жены – мужу и обоих – законам и общепринятым правилам.
Приложение № 4 к материалам областного семинара
«Работа дошкольных учреждений с семьей в деле
Духовно-нравственного воспитания детей»
Детский развивающий центр «Колосок»
« Традиции семейного воспитания на примере
царственных мучеников» (Родительское собрание)
Куфтерина Д.В., воспитатель АНО «ДРЦ «Колосок»
Цель родительского собрания: проинформировать и донести до родителей принципы воспитания в царской семье и в дореволюционной России.
Актуальность работы заключается в том, что в современном обществе стоит проблема совершенствования воспитания подрастающего поколения. Одно из условий решения этой задачи – творческое применение богатейшего опыта, который накоплен в царских семьях и основан на православных традициях.
Проблема в том, что семья как основной институт общества находится под угрозой. Современному обществу стоит обратить внимание на воспитание детей последнего Императора.
Задачи работы:
- рассмотреть специфику воспитания детей в царской семье;
- изучить принципы воспитания в семье Царственных Мучеников.
Мной была выдвинута гипотеза, что воспитание детей Николая II можно считать образцом воспитания современных детей.
Я продемонстрирую часть родительского собрания. Давайте представим себя родителями. Семья-малая Церковь
Всем известно, чтобы дети получили хорошее воспитание, прежде родители должны себя воспитать.С самого начала отношений жених (Николай) и невеста (Аликс) превыше собственных чувств ставили любовь к Богу и угождение Ему. Цесаревич Николай Александрович написал строки, которые можно считать добрым советом всем нам: «Спаситель сказал нам: «Все, что ни попросишь у Бога, даст тебе Бог». Слова эти бесконечно мне дороги, потому что в течение пяти лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя Его облегчить Аликс переход в православную веру и дать мне ее в жены… Все в воле Божией. Уповая на Его милосердие, я спокойно и покорно смотрю на будущее» — эти слова стали девизом всей жизни Николая Александровича. Людям, готовящимся вступать в брак необходимо их постоянно повторять. Искать себе спутника жизни с молитвой — хорошо бы именно к царственным Мученикам, полагаться на волю Божию и не унывать, если Господь не сразу дает просимое — вот чего хотелось бы пожелать всем, кто мечтает создать крепкую семью, основа которой — любовь. И «без благословения Бога, без освящения Им брака… даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно, жаждущему сердцу». Семья для Александры Феодоровны была самым важным. Она выделяла несколько уроков семейной жизни, которые необходимо выучить и исполнить. Первый — это терпение. Далее — внимание друг к другу. Еще один важный элемент в семейной жизни — это единство интересов. Александра Феодоровна пишет о том, что в семейной жизни не должно быть места гордости. «Истинно любящие …всегда готовы и уступить, и извиниться». Итак, для семейного счастья, как мы видим, нужна постоянная работа над собой, основанная прежде всего на христианском мировоззрении. Залогом нравственного воспитания детей могут послужить гармоничные, здоровые отношения между супругами. Царственная чета не скрывала своей любви от детей. Когда государь в связи с началом русско-японской войны вынужден был оставить на время семью, 3х-летняя Анастасия спросила у матери — «Тебе грустно, что папа уехал?» — «Да», -ответила Александра Федоровна, девочка попыталась ее утешить: «Не беспокойся, он скоро вернется». Дети росли и наблюдали не только безграничную родительскую любовь друг к другу, но и правильные взаимоотношения между мужем и женой. На чем были построены эти отношения? В нашем обществе какие мы часто встречаем взаимоотношения в семье? (ответы родителей)
Муж — глава семьи
Обязанности в этой семье распределены классически – муж — глава, в данном случае глава целого государства, с огромной мужской выдержкой и внутренней силой несущий на себе заботы этого большого государства. Его дом – семейный очаг, приют покоя и отдохновения. Жена – любимое «солнышко», согревающее его своими лучами, все усилия прилагающая к тому, чтобы обеспечить настоящий покой и отдых уставшему супругу. Главным фактором воспитания является авторитет и пример отца и матери. Отношение родителей к жизни, друг к другу, к окружающим, их мировоззрение, проявляющееся в конкретных делах, поступках и словах – все это формирует в сознании ребенка определенные образы отца и матери, оказывающие влияние на развитие его характера, мировосприятия, религиозных и нравственных чувств. Поучения родителей ничего не дадут, если они вступают в противоречие с их делами и поступками. В воспоминаниях Анны Танеевой и Татьяны Мельник — Боткиной мы находим, как Николай Александрович старался на время забыть, что он царь, и быть только отцом, приходя к своей семье и читая вслух. «Одно из самых светлых воспоминаний – это уютные вечера, когда государь был менее занят и приходил читать вслух Толстого, Тургенева, Чехова… Любимым его автором был Гоголь» … «По вечерам его величество читал вслух великим княжнам… Они приготовляли для него кресло и маленький столик с лампой и книгой посреди комнаты, чтобы им всем было хорошо слышно, и трогательно было видеть, как дочери и отец искали утешения и развлечения в обществе друг друга». Настоящий отец, обладающий нравственным авторитетом в семье, всегда будет благодатно влиять на детей, даже когда его внешнее присутствие в семье ограничено. Ведь духовное присутствие отца рядом с семьей, его покров, его добрую силу чуткие дети всегда ощутят. Хороший отец при самой полной занятости любое свободное время посвящает жене и детям. Итак, мы видим, что в царской семье отношения строились по Евангелию. И вся жизнь этой семьи построена по Божьим заповедям. Детки в нашем саду знакомятся с этими заповедями. А в ваших семьях есть ли религиозное воспитание? Если ДА – в чем это выражается? Если НЕТ – думаете ли вы включить его в семейное воспитание? (ответы родителей)
О религиозном воспитании.
«Религиозное воспитание самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку; наследство никогда не заменит это никаким богатством», — так императрица Александра Феодоровна определяла значение воспитания детей в вере. Духовный стержень — основа нравственно здоровой личности. Государыня очень много читала, в том числе о воспитании детей, и вела дневник, куда выписывала изречения святых. Например, свт. Феофана Затворника, который писал: «Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь дать детям истинное христианское воспитание, сообщая им одни христианские во всем понятия, приучая к христианским правилам жизни и возгревая любовь к Церкви Божией и всем порядкам церковным… Ныне многому учат, не соображаясь с христианскими обетами в крещении и не имея в виду ответственности пред Богом. Время такое мудреное настало… В заведениях дети становятся не те уже… При всем том нельзя думать, что все внушаемое им (в семье) пропадало или пропало. Все остается и в свое время принесет плод. Вы своего не оставляйте, чем можете, действуйте, чтоб они не совсем сбились с дороги, а успех — все от Господа! Молитесь… Помогайте нуждающимся больше, их молитве поверяя детей. Эта молитва сильна…» Любовь к Церкви, к ее таинствам и обрядам, благочестие и молитвенность были характерны для государей рода Романовых. Семья последнего императора особенно любила церковные богослужения. Именно в них она черпала великие духовные силы. Упоминания о посещении храма присутствуют постоянно (Александра Феодоровна писала отсутсвующему государю): «Младшие девочки работают, а старшие пошли в наш госпиталь чистить инструменты. В половине 7-го пойдем к вечерне в нашу маленькую новую церковь». Государь в это время находился в Ставке с цесаревичем Алексеем, пишет в ответ: «Я молюсь с ним каждый вечер». Так же в переписке членов царской семьи нам приоткрывается и другая, внутренняя сторона религиозной жизни святого семейства. Мать-императрица писала старшей дочери Ольге: «Старайся серьезно говорить с Татьяной и Марией о том, как нужно относиться к Богу…». «Ольга, дорогая, в комнате я или нет, ты всегда должна вести себя одинаково. Это не я за тобой смотрю, а Бог все видит и повсюду слышит, и это Ему мы должны в первую очередь постараться понравиться, делая все, что нужно, слушаясь своих родителей и тех, кто о нас заботится, и побеждая свои недостатки». Как будто для современных матерей пишет Александра Феодоровна: «Некоторые матери очень преданно любят своих детей, но думают главным образом о земных вещах… Они много работают и во всем себе отказывают, чтобы прилично одеть своих детей. Они очень рано начинают их учить понемногу и постоянно развивают их умственные способности, чтобы они со временем заняли достойное место в обществе. Но духовному развитию детей они не уделяют такого внимания. Они не учат их Божией воле. Есть дома, в которых дети вырастают, никогда не услышав молитвы от своих отцов и матерей и не получив никакого обучения духовного. С другой стороны есть дома, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит, где они учатся молиться, едва начав лепетать. И спустя долгие годы память об этих священных мгновениях будет жить, освещая темноту лучом света, вдохновляя в период разочарования, открывая секрет победы в трудной битве, и ангел Божий поможет преодолеть жестокие искушения и не впасть в грех». Но необходима деликатность в христианском воспитании. «Богу не нужна помощь, чтобы раскрывать Его бутоны и давать цвести Его розам. Бутоны должны раскрываться и розы цвести естественным путем, — путем, который определил Господь. Заставлять их цвести раньше времени значило бы погубить их. Мы должны быть максимально осторожными, пытаясь влиять на духовную жизнь других людей, особенно детей. Насилие может принести непоправимый вред. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы развить духовную жизнь других, — это дать им атмосферу любви и чистоты». Очень важное воспоминание о духовном состоянии царской семьи оставил священник Афанасий Беляев, который исповедовал детей перед их отъездом в Тобольск: «Впечатление от исповеди получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего царя.
Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи – страстной и греховной – меня привели в изумление, и я решительно недоумевал: нужно ли напоминать мне как духовнику о грехах, может быть, им неведомых, и как расположить к раскаянию в известных мне грехах».
Принципы воспитания
Умение видеть человека в каждом человеке должно быть главным правилом нашей жизни. В царской семье это было образом жизни. В личной жизни царская семья не делала различий между социальными ступенями. Ценились в первую очередь индивидуальные качества человека. Такое отношение к людям было определено отцом и матерью. Вот что писала Александра Феодоровна великой княжне Ольге: «Будь особенно вежлива по отношении ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Подумай о Мари, как она устает и не очень хорошо себя чувствует, не заставляйте ее еще и нервничать. Слушайтесь ее, будьте послушными и всегда добрыми… Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной…» Бывший по натуре рыцарем в лучшем смысле этого слова, Николай II учил детей тому же. Из воспоминаний Мордвинова читаем: «Вообще отношение государя и его семьи к человеческим тяжелым внутренним переживаниям, к человеческим страданиям и несчастьям было изумительно сердечно и отзывчиво. Я … почти нигде не встречал такой беспредельной, чарующей доброты, такого большого, незлобивого сердца, как в семье моего государя и его отца… Он помогал, сколько мог, из своих собственных средств,…в том числе и лицам, к которым я знал, он был лично не расположен». Следующий принцип воспитания – не прятать детей от жизни не только в радостных, но и в скорбных ее проявлениях. Даже риск для здоровья великих княжон не пугал Александру Феодоровну, поскольку моральное и духовное здоровье детей она ставила выше их физического здоровья. Вот что она пишет: «Что касается детей, то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог» — эти слова Александры Феодоровны нисколько не расходятся с другим Ее утверждением: «Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужны воздух и солнечный свет». Достичь этого поможет «не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме — не формальная, а искренняя и естественная». Учиться отказываться от собственных желаний ради других людей – следующий принцип воспитания. Об этом тоже упоминается в письмах Александры Феодоровны. Христианские принципы жизни царской четы становились принципами воспитания детей: «Мы всегда должны думать о том, чтобы наша помощь другим приносила им какую-то пользу, учила их чему-то, изменяла к лучшему характер, делала их мужественнее, сильнее, искреннее, счастливее. В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны иметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни… Всегда любить – это долг»…Вот такими принципами воспитания руководствовалась царская семья. А в ваших семьях какие принципы воспитания? Есть такие, которые перекликаются с принципами воспитания в царской семье? Заключение
Главное — любовь к Богу, любовь к Родине, православным традициям в царской семье без труда прививалось детям. Всем членам семьи царственных страстотерпцев даже в невероятно трудных жизненных условиях были свойственны нежнейшая внимательность, взаимная поддержка, духовная мудрость, основанные на глубокой вере в Бога. Принципы воспитания детей в доме Романовых и сейчас не лишены смысла. Они вполне могут являться пособием по воспитанию детей в наше время и для будущих поколений. Хочется обратиться к современным родителям: давайте в церковные праздники посещать своих престарелых одиноких родственников или, например, больную соседку. У нас есть уже небольшой пока, но все же, опыт: на Рождество родители нашего центра посещали и поздравляли детей-инвалидов с праздником. И как радовались дети! Думаю, что можно посещать их вместе со своими детьми, чтобы они учились сострадать и помогать.